Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
40 актуальных событий

«Встреча с грузовиком всегда происходит случайно»

Живописные фуры и бетономешалки в проекте Виолетты Гришиной «Двойная сплошная»

До 13 мая в Малом зале Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ) проходит выставка самарской художницы Виолетты Гришиной — «Двойная сплошная», где представлена серия живописных работ о большегрузах. Грузовики заинтересовали художницу после того, как однажды ей пришлось вместе с мужем долго ехать за большой белой фурой — и казалось, что задник грузовика похож на большую абстрактную картину. В интервью ArtTube Виолетта Гришина рассказала о том, где и как она находит фуры, которые затем изображает, а также о ситуации с современным искусством в Самаре.

Виолетта, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в искусство. С чего все началось?

Виолетта Гришина: В целом я всегда была рядом с искусством. И когда ходила в художественную школу, и когда устроилась на работу в галерею современного искусства. По-настоящему все началось после того, как я решила получить образование в онлайн-школе «Среда обучения». До этого мое рисование не выходило за рамки приятного хобби. И именно в «Среде» на студенческих выставках я почувствовала себя художником, который занимается производством искусства. Поняла, что это моя профессия, то, чему хочется посвятить оставшуюся часть жизни.

Вы в первую очередь живописец, а экспериментируете ли вы с другими медиа?

В.Г.: Другие медиа меня интересуют только в связке с живописью, как ее продолжение. Поэтому я по касательной захожу на территорию диджитального искусства, коллажа, ассамбляжа и инсталляции. В живописи меня увлекает сам процесс возни с живописными материалами, и одна из задач, которую я всегда решаю, — это выявление всего того диапазона возможностей масляной краски, от акварельных тонких прозрачных слоев до пастозной материальной, жирной фактуры. Любой живописной работе свойственна своя логика, которая не позволяет что-то добавить или убавить, и каждый художник ищет баланс между всеми составляющими произведения. Сейчас мне интересно делать работы, состоящие из автономных пятен. С одной стороны, они все вместе создают какой-то фигуративный образ, но главным является потенциальная самостоятельность и выразительность каждого абстрактного пятна.

Как и где вы находите тот или иной грузовик, который хотите нарисовать?

В.Г.: Встреча с грузовиком всегда происходит случайно, и я могу долго за ним ехать не потому, что не могу обогнать, а потому, что жду максимально выгодного освещения для фотографии. Для написания картин с фурами я использую свои снимки. Но так происходит не всегда. Есть вещи, написанные с натуры, а есть работы, сюжеты которых возникли в воображении. Например, для выставки «Веселые овощи», которая сейчас проходит в галерее Most Wanted Gallery в Cube. Moscow, я нарисовала воображаемых персонажей.

В целом тема дороги вам близка? Вы сами водитель?

В.Г.: Да, мне интересно состояние, которое бывает у человека в пути. Помню, что уже после нескольких картин с фурами решила посмотреть, кто еще из художников работал с темой дороги и меня поразила разница в трактовках. Если почитать аннотацию к картине «Американское шоссе 1, №5» художника Аллана Д’Арканджело, то там говорится, что темы дороги и личного автомобиля были важны как символы свободы. А у меня всегда есть ощущение, что когда сажусь в коробку автомобиля, то не свободна, подчиняюсь правилам, знаки указывают с какой скоростью я должна ехать, светофор — когда мне остановиться, на каждом перекрестке на меня направлена камера, отслеживающая соблюдение ПДД. И, да, сюжеты дороги не редко встречаются в моем творчестве. Это и пейзажи с дорогой, пробками, и просто фуры.

Куратором выставки «Двойная сплошная» выступил художник Александр Зайцев. Какова его роль в проекте?

В.Г.: Александр стал для меня воплощением заботы. Он взял на себя все вопросы, связанные с организацией и подготовкой выставки. Невероятно тактичный, с ним было легко, интересно и на стадии обсуждения, и на стадии воплощения проекта. Мне вообще очень повезло с людьми без участия которых выставка была бы невозможна. Кроме куратора важную роль сыграли Даниил Левитос из РГБМ и директор фонда «СФЕРА» Анна Зыкина. Даниил взял на себя миссию по проведению выставок современного искусства в молодежной библиотеке. Хотя это очень хлопотная нагрузка, не связанная напрямую с деятельностью библиотеки, меня бесконечно восхищает и вдохновляет факт столкновения с человеком, который делает больше, чем должен. То же самое могу сказать о сотрудничестве с Анной Зыкиной. Ее энтузиазм, любовь к искусству, эмоциональная вовлеченность и профессионализм — просто оазис, позволяющий художнику сконцентрироваться на своем искусстве, а не на вопросах, связанных с выживанием. Без участия Анны, Александра и Даниила я бы, наверное, не решилась на выставку в Москве и очень благодарна им за помощь и поддержку. Да, художник важен, но все-таки любая выставка — это заслуга институций, которые показывают и рассказывают о художнике, делают его искусство видимым для других.

А какие еще темы и сюжеты вы поднимаете в своем творчестве помимо большегрузов?

В.Г.: Могу лишь перечислить некоторые сюжеты: повседневность, окраина, обочина, пустые формы одежды, емкостей, машин, бутылок, обуви, кожура от банана, мандарина или яичная скорлупа, конечно же, художественные материалы и средства производства искусства и выставок.

Вы являетесь участницей художественного объединения «Красный кружок», созданного в Москве Авдеем Тер-Оганьяном. Чем вас заинтересовало это объединение и как участие в нем повлияло на ваши художественные практики?

В.Г.: Авдей Тер-Оганьян был одним из преподавателей в «Среде обучения», и после окончания образования я решила не выходить из состава «Красного кружка». Авдей Степанович — опытный художник и куратор. От своих учеников требует максимального качества работы. Помню, как меня поразила его фраза на одном из занятий: «Ну ребята, что за х**ню вы мне тут показываете!?.. Вы должны делать такие работы, которые не стыдно повесить на одной стене между Пикассо и Матиссом! А иначе — какой в этом смысл?..». В «Красном кружке» мне интересно, я получаю важный опыт на уровне производства, обсуждения искусства, участия в выставках, и к тому же мне нравятся все ребята, которые входят в состав объединения, и не хочется терять с ними связь.

Как сейчас обстоят дела в Самаре с современным искусством? Есть ли какие-то самарские художники, за которыми вам интересно следить?

В.Г.: Это ребята из аут-группы «Муха», Олег Симбат, Александр Филимонов, Андрей Сяйлев и Илья Михеев. Мне нравится их независимость и последовательность. Самарские художники не могут позволить себе заниматься только искусством, и они совмещают свое творчество с работой, которая позволяет им выживать. Это ведет к тому, что, с одной стороны, их искусство достаточно независимое, смелое, с другой — низкая производительность из-за недостатка времени. Как следствие, мало выставок с их участием на уровне Москвы.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Евгения Зубченко, Натела Сулакведзе