Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
55 актуальных событий

«Задача не провоцировать современным искусством, а с ним знакомить»

Персональная выставка Валерия Чтака «Поселок городского типа» в Сергиевом Посаде

В Сергиевом Посаде появилась новое культурное пространство и точка притяжения творческой активности — улица Шлякова, дом 3. До 25 апреля там проходит персональная выставка Валерия Чтака «Поселок городского типа». Проект включает в себя также мастер-классы, перформансы, музыкальные и литературные вечера, практические занятия и многое другое. В интервью ArtTube куратор проекта Анна Синица и художник Валерий Чтак рассказали о том, как местные жители, ранее не знакомые с творчеством художника, восприняли выставку, а также о том, зачем нужны подобные региональные проекты, связанные с современным искусством.

У пространства, где проходит выставка, нет названия. Просто обозначается, что это улица Шлякова, дом 3. А что это за место? Оно какое-то знаковое для города?

Анна Синица: Да, вы правы, у пространства пока нет названия, так как это арендованная площадь и после 25 апреля мы съезжаем. Мы как бедные творцы с кучей идей и без места их реализации в родном городе.

Анна, как возникла идея подобного проекта? Почему именно Валерий Чтак?

Анна Синица: Проект возник не случайно. Еще летом я начала знакомить родной и любимый город Сергиев Посад с современным искусством через лекции. Первым, кто приехал в город с лекцией, был как раз мой друг Валерий Чтак. На лекцию пришло много народу — местная молодая интеллигенция. При этом основная часть пришедших не была знакома с Валерием Чтаком и даже о нем не слышала. А между прочим, Чтак — живой классик, входящий в нашу мировую сокровищницу современного искусства. После лекции Чтака я увидела большой отклик аудитории и решила создать целый лекционный проект, назвав его «Современный культурный код России». Главной задачей стала популяризация современного искусства. Были приглашены известные современные авторы, входящие в топ 50 самых влиятельных художников РФ. После лекционных проектов я поняла, что нужно развивать историю дальше. Так появилась идея привозить современников уже с выставками, и первую я хотела сделать, конечно же, с Чтаком.

Валерий Чтак: Да, я действительно приезжал с лекцией: показывал свои картинки, рассказывал и отвечал на вопросы пытливых слушателей. У меня остались позитивные впечатления о Сергиевом Посаде. Я увидел супервнимание и интерес к себе, поэтому был не против сделать выставку там. Большое спасибо Ане и всей команде.

Расскажите, пожалуйста, о процессе подготовки. Как придумывалась концепция?

Анна Синица: Концепция родилась сразу. Изначально нам с Валерием Чтаком хотелось привезти выставку на городскую тематику, создать некий пейзаж, каменные джунгли из известных работ, дополнить их музыкальными произведениями Чтака. Были отобраны работы как раз на данную тематику: инсталляция «ПГТ» и 19 картин «Нелинейный нарратив».

Это та же самая инсталляция, что была представлена осенью в ЦТИ «Фабрика» в рамках персональной выставки Валерия Чтака?

Валерий Чтак: Это самостоятельное произведение, но на базе той инсталляции. В отличие от «Фабрики» здесь можно ходить по картону и подходить к этим домам и кошкам. Вообще я крайне редко выставляю одно и то же. В этот раз я делал ровно пополам с уже готовым и не готовым. Получилось клево, очень такое цельное пространство.

Анна Синица: Наша выставка значительно отличается от выставки, что проходила в ЦТИ «Фабрика». Во-первых, как уже сказал Валера, по выставке можно ходить и рассматривать все вблизи, часть инсталляции дорабатывали уже на месте. Во-вторых, на выставке есть и известные работы Чтака, которые были представлены на Cosmoscow. В-третьих, созданы новые работы-коллаборации, а также документальный фильм о нашем проекте, который тоже можно посмотреть в выставочном пространстве. Его режиссером стал Александр Просвиров. Каждую неделю фильм дополняется новыми историями. Главная задумка была в том, чтобы выставка Валерия Чтака в течение месяца аккумулировала все творческие процессы города и охватила бы все направления искусства от фотографии, перфомансов, музыкальных и литературных вечеров до театра и новых технологий.

Анна, до этого проекта вы были известны прежде всего как художник-дизайнер. Это ваш первый кураторский опыт?

Анна Синица: Да, первый.

Не страшно ли вам было браться сразу за столь масштабный проект?

Анна Синица: Страшно не было, было дико интересно. Я знаю, что я могу справиться с любой задачей. Мой опыт работы позволяет мне это. Я работала и художником-постановщиком в театре, и дизайнером интерьера, декоратором, преподавала, создавала видео-арты для известных артистов, создала свой бренд носимого искусства (работала с историком моды Александром Васильевым), сама являюсь художником, и у меня отличные коммуникативные навыки.

Чем вам лично интересен этот проект и что он означает для города?

Анна Синица: Стать куратором — это моя цель и мечта, к которой я шла более двадцати лет. Проект является моим стартом. Отвечая на вторую часть вопроса, могу сказать, что проект имеет образовательный характер, нацеленный на развитие современного искусства в городе. В Сергиевом Посаде современное искусство не представлено, и моя задача это изменить. Возможно, у нас получится вырастить новое поколение интересных авторов. Ну и, конечно, еще одна цель — увеличить экономику города через современное искусство, создать еще одну точку притяжения туристов. Очень благодарна за все депутату Государственной думы Сергею Александровичу Пахомову. Без него проект бы не состоялся. Отдельная благодарность — Омельченко Юре и проекту «АртПатруль».

Валера, ты говорил, что поселок городского типа — это лучшая форма сожительства людей. А почему?

Валерий Чтак: ПГТ — не очень большое поселение, но оно и не такое маленькое, чтобы называться деревней. Как некоторые районы Москвы, когда приезжаешь в Перово и ходишь среди старой застройки, то ты понимаешь, что это был отдельный город. Город-сателлит. Просто потом Москва разрослась и поглотила Перово и другие такие населенные пункты. Если взглянуть, например, на инфраструктуру района Измайлово, то понимаешь, что это на самом деле ПГТ Измайлово. Мне кажется, если бы районы Москвы так обозначали, было бы интересней.

То есть можно сказать, что ты вдохновлялся Москвой, когда создавал проект «ПГТ»?

Валерий Чтак: Конечно. Москва — это мой любимый город.

Выставка включает в себя различные междисциплинарные мероприятия: лекции, мастер-классы, практические занятия, показы и обсуждения, создание фотографий и этюдов, другие форматы. В них участвуют местные творческие коллективы?

Анна Синица: Очень хотелось, чтобы выставка стала громогласной для города. Для создания подобного эффекта нужно как можно больше интересных событий, соответственно, мы подключили не только местные творческие объединения, но и Москву. Откликнулись очень многие: «Театральный Квартирник» Ивана Заславеца, музыканты Петр Валентинович, режиссёр Денис Сорокотягин, объединение «Квадратъ», «Атмосфера», арт-сообщество Vostorg, экскурсовод и сокуратор Сергей Шейн, Михаил Семенов, Мария Щекочихина, Svoboda Zvuka, дизайнеры одежды Натали Измайлова, Estodo, Arriva и другие. Все создали некую коллаборацию с выставкой «ПГТ».

Валерий Чтак: Я поддерживаю подобные истории. Если уж привезли, то надо сделать по красоте. Очень хорошо, что кто-то получает площадку, чтобы рассказать о себе.

В самом начале интервью Анна упомянула, что многие пришедшие на твою лекцию ничего о тебе не знали. То есть с твоим творчеством люди в городе не очень хорошо знакомы — и для многих выставка «Поселок городского типа» стала как раз таким первым знакомством?

Валерий Чтак: Да, но так бывает. Современное искусство очень сильно переоценено. У нас самый известный художник — это человек, о котором масса людей никогда вообще не слышала. А он при этом большая величина. Уверяю, что, например, про Айдан Салахову никогда не слышало огромное количество людей. Или об Олеге Кулике. Даже человек-собака не помогает. Не знают — и все. Хотя это тебе не Валерий Чтак. Это величины большого масштаба.

Анна Синица: Именно через произведения жители города познакомились с Чтаком впервые. На открытие пришло более 200 человек. Кто-то был поражен и влюблен в искусство, кто-то его сразу отверг. Но диалог, безусловно, случился. И это потрясающе. В целом же посетители реагируют все по-разному. Кто-то находит очень интересные смыслы для себя и проводит по полтора часа на выставке, всматриваясь в каждую работу. Кто-то уходит через две минуты, даже не пытаясь вникнуть. Моя задача не провоцировать современным искусством, а с ним знакомить. Я очень довольна результатом.

Анна, это разовый проект — или вы планируете его развивать каким-то образом?

Анна Синица: В моих планах продолжать проект. Но без финансирования и без поддержки города — это невозможно. Хочется, чтобы вся моя команда получала за культурное развитие города зарплаты.

Валера, расскажи, пожалуйста, о своих ближайших планах. Где еще можно будет увидеть твои работы в ближайшее время?

Валерий Чтак: Я буду делать фреску в библиотеке в Апатитах. Кроме того, летом поеду в Нижний Новгород. Меня туда пригласил в резиденцию «Тихая» Егор Той, с которым мы когда-то делали совместную выставку в фонде «СФЕРА». Я сначала отказался, но потом подумал: «А почему нет?». Если кому-то надо, то я рад. Ведь очень многим не надо. Я постоянно слышу в свой адрес, что я очень плохой художник.

Наверное, они просто не понимают твое творчество. Тебя это не расстраивает?

Валерий Чтак: Это не важно. Никто ничего не понимает вообще. Иной раз человеку говоришь: «Вот, смотри, понимаешь?». А он говорит: «Чего? Нет, не понимаю». Мне, например, что-то кажется абсолютно очевидным, а человеку, который смотрит со стороны, — нет. Вообще это удел молодых художников — считать, что кто-то должен их обязательно понять. Никто не обязан что-то там понимать. У меня есть свой пантеон писателей, и он не совпадает со вкусами огромного количества людей. Аналогично с музыкой и кинематографом. Что отличает взрослого человека? Понимание того, что мое мнение — это мое мнение. Я так считаю, а кто-то считает радикально наоборот. К сожалению, часто люди склонны очень усиленно, даже агрессивно навязывать свое мнение. Я бы очень хотел, чтобы люди решали свои проблемы, договариваясь, а не насилием. Кто-то постоянно пытается дать кому-то в морду, и я не понимаю, что это меняет, кроме того, что у человека будет меньше целых костей или не будет жизни.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии предоставлены Анной Синицей