Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
55 актуальных событий

Женя Миронов: «Нам нужно учиться свободе у облаков». Интервью о выставке «Облакачивание»

Мы пообщались с Женей Мироновым – автором выставки «Облакачивание», в основе которой – серия видео и фотонаблюдений автора за ледоходом на реке Волге. Съемки проходили в течение пяти лет и ведутся до сих пор. Вдохновиться экспозицией можно в салоне самолета Як-42 на ВДНХ до 4 октября.

Каково работать над одним проектом в течение 5 лет? Что мотивирует вас продолжать заниматься им?

На самом деле 5 лет для фотографического исследования – это не так много. Проект растёт вместе с тобой, попадая в разные ситуации. Он затухает ночью и распускается заново внутренней весной, первым апрельским цветком, вылезая на теплотрассе в парке. В каком-то смысле, как и облака в этой серии, всё в нашей жизни есть цветы. Цветы выпущенных пуль, цветы городов, цветы идей – мои работы это вечно цветущий букет всевозможных фракталов. Мне доставляет наслаждение делиться этим букетом с людьми. Ведь в противовес цветам могут быть только пустые пыльные вазы, хорошо если не разбитые. Я вижу необходимость в том, чтобы дарить людям чувство, что они живут среди живых цветов. Дорожные знаки – цветы, а как в городе распускаются фонари на площадях? Вы собирали такой букет из проводов, луж, троллейбусов?

Подземные облака

Как вы отбираете работы для выставки?

Выставка – это авторское высказывание. Каждая работа – фраза. Каждый элемент в работе – слово. Я строю фразы в предложение. Предложение в рассказ. Всё должно звучать чётко, без запинаний, без грамматических и стилистических ошибок. Ёмко, коротко, безгранично. Сделать выставку – это тоже целое искусство, это особый космос, в котором могут появиться дополнительные линии драматургии. На этой выставке, например, куратор Ольга Шишко, предложила проложить узкоколейку прямо в самолёте. Я говорил о этой теме во многих интервью, что образ узкоколейки проходит через все мои работы. Ольга вот предложила материализовать это! Прекрасно, теперь я думаю показывать фрагмент узкоколейки на каждой выставке. Каждая остановка локомотива (зрителя) – станция с новым видением пространства и времени. Я думаю, узкоколейка в самолёте – этого ещё точно ни у кого не было! 

Облака теплотрасс

Редактируете ли вы ваши фотографии? Что для вас допустимо, а что нет в этом процессе?

Вы поймите, что это не играет никакого значения. Во-первых каждая камера снимает по-своему, каждый человек видит свои цвета, свои плотности. У нас нет ГОСТа, отталкиваясь от которого мы могли бы говорить о истине. Где она истина? Если только в мурашках! Есть у меня проекты, где я делаю монтаж сознательно, но есть проекты, где нет этого монтажа – это тоже драматургия. А голограмма? Вы видели голограммы в Политехническом музее в Москве? Вас не пугает метод создания голограмм?

От выставки работ есть некое медитативное ощущение (вероятно, субъективное) – преследовали ли вы цель добиться подобного эффекта?

Безусловно, да! По сути все эти работы свидетельства моей медитации, её документы. Только это медитация не в «классическом» понимании слова, не то чтобы посидел с закрытыми глазами и пошёл дальше по своим делам. Она может проходить несколько недель. Например, я могу остаться с ночёвкой на какой-нибудь заброшенной вышке в дали от города, чтобы наблюдать только за облаками. Изменение сознания зрителя через фотографию моя задача в искусстве. Заставить ещё раз пересмотреть его же виденье. Понимаете? Мир вокруг нас настолько прекрасен и уникален, но мы не часто замечаем этого. Мы думаем, что идём по тротуару, а на самом деле наступаем на пейзажи космических масштабов. 

«Ночь на асфальте»

Насколько вас интересует отношение зрителя к увиденному на выставке?

Человек может откликнуться через пару лет, через пару жизней, кто-то, возможно, через пару вселенных. Кто-то ловит сразу, кто-то пришёл уставший после работы и не въехал. Но! Считали все, это самое главное. Визуальный язык – самый универсальный язык на земле и понимают его все, даже дети которые ещё не научились говорить. Неважно, что в голове, важно – что вокруг головы, а вокруг неё бесконечно вращаются облака, мы реально не замечаем их. Жизнь без облаков невозможна. В этих формах «непридуманности» и чистоты я вижу последнюю надежду для всех нас. Нам нужно учиться свободе у облаков, нам нужно учиться облакачиваться!

Автор интервью:
Альбина Кудрякова