Идея: Художественная и литературная интервенция на территории снов. Проникновение, изучение, колонизация, сбор трофеев, захват заложников, миграция, и т. д.
Концепция: Зона перехода. Между сном и явью граница предельно тонка. Только что человек ощущал реальность, видел окружающий мир, слышал звуки, думал. И вот мгновение, и он спит. Казалось бы, ничего серьезного не произошло, ничего не изменилось — тот же человек, на том же месте, но это уже не он, вернее, не совсем он. Его тело здесь, а он сам (кстати, «он сам» это что такое, или кто?) в другом месте, в другом состоянии, ином временном и, возможно, физическом измерении. Или он здесь, а там его двойник? Там где он, или не он, нет связи, туда не достучаться, не докричаться. А если и получится, то в тот же самый миг, «когда получится», мы уже будем иметь дело с прежним человеком, который уже не тот, который был не тем, который…Молниеносность, мимолетность, зыбкость, еле уловимость момента пересечения барьера сон/явь, как в одном, так и в другом направлении, вызывает смесь чувств: удивление, восторг, непонимание, ужас. Мы не можем войти в сон теми же, кем были наяву, с тем же багажом мыслей, чувств, эмоций. Засыпание все преломляет, перемешивает, отражает в кривом зеркале неведомого. В снах все так же и все по-другому одновременно. А проснувшись, мы не знаем, точно ли мы все забрали с собой оттуда, из сна? Все ли запомнили, поняли? Почти наверняка — нет. А то, что нам досталось, это, скорее всего трофеи последнего сновидения, а ведь перед ним было еще и, судя по всему, не одно. Зона перехода – зона загадок, тайн, заблуждений, зона нескончаемых исследований ученых и мистиков, философов и медиков, художников и писателей, поэтов и… Если наука изучает происходящие там процессы и структуры, ответственные за их проведение, то художники пытаются понять, почувствовать смыслы происходящего. Применяя творческие методы работы, художественные приемы, они пытаются нащупать особую оптику для изучения и понимания снов и загадочной зоны перехода (ловцы снов, управляемые сны, и т. д.).
Об этом наша выставка. На ней художники, писатели и поэты разных взглядов, школ, стилей, направлений пытаются объяснить зрителям, друг другу и себе, что они поняли (не поняли), узнали (не узнали) и почувствовали (не почувствовали), проходя на территорию снов и обратно и используя свои особые «очки для сна»
Экспозиция: В экспозицию выставки войдут живопись, графика, фотографии, видео, объекты, декоративные предметы, инсталляции, звук. Литературная часть проекта, с одной стороны, внедрена в общую экспозицию в виде аудио-видео сопровождения, экземпляров книг с художественными иллюстрациями, рукописей и текстов, а с другой — будет представлена в программе мероприятий, сопровождающих выставку – презентация книг, лекции, семинары и т.д. Важным для проекта является то, что на выставке будут представлены книги и графические работы из фондов Государственного литературного музея. В экспозиции эти экспонаты не просто исторические ценности — это связь музея с современной творческой жизнью, это не только зона перехода, но и место встречи прошлого с настоящим.
Общий характер и атмосфера выставки направлены на превращение зрителя в наблюдателя, «изучателя» авторских художественных и литературных рефлексий и исследований снов, сновидений. В идеале, зритель должен нащупать собственный подход к анализу этой темы и желание продолжить свои «исследования» за пределами выставочного пространства.
Участники: Выставка – это междисциплинарный проект, объединяющий художников, литераторов, дизайнеров, поэтов, фотографов, прозаиков, мастеров видеоарта, искусствоведов, философов и журналистов из России, Латвии, Германии, США, различного возрастного и профессионального состава, от признанных до молодых, от нынеживущих, до уже ушедших.
Среди участников выставки: Вячеслав Колейчук – художник, архитектор, дизайнер, входивший в знаменитую группу художников-кинетистов «Движение»; Вадим Саралидзе – писатель, автор «Золотого айфона» и «Орфей курит Мальборо», ведущий радиопрограммы «МузЛитература»; Наталия Хлебцевич – художник, дважды номинант премии Кандинского: Надежда Муравьева — писатель, поэт, журналист, переводчик, автор романов «Майя» и «Одигитрия»; Григорий Капелян – керамист, график, писатель, искусствовед, один из основателей культовой ленинградской группы керамистов «Одна композиция»; Анна Бутина — художник по стеклу, участник объединения «Новое стекло», Владимир Курдюков – художник, график, живописец и многие другие.
Государственный литературный музей представит несколько экспонатов из своей коллекции лубочных сонников конца XIX века, а также графические работы В. Д. Пивоварова и Ф. Л. Мулляра.