Московский музей-усадьба Останкино
Дворец
Останкинский дворец – подлинная жемчужина русского искусства XVIII, в котором в единении нахорца является театр — единственное в России театральное помещение со сценой, зрительным залом, гримировочными комнатами, тодятся архитектура, скульптура, живопись, графика и декоративное искусство. Дворец был выстроен по замыслу и заказу графа Николая Петровича Шереметева – одного из самых знатных и богатых людей своего времени.
Шереметев был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем двеатральной машинерией, сохранившимися с конца XVIII в.
Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских и
Строительство дворца продолжалось с 1792 по 1795 гг., хотя первые проекты относятся еще к 1790-му году, а окончательная отделка — к 1799 году. В его создании принимали участие многие русские и иностранные архитекторы: Ф. Кампорези, И. Старов, В. Бренна, Дж. Кваренги — авторы проектов, заказанных графом Шереметевым; К. Бланк, Е. Назаров — консультанты; крепостные мастера — А.Миронов, Г.Дикушин, П.Аргунов — непосредственные участники строительства, наблюдавшие за работами, перерабатывавшие проекты и осуществлявшие многие идеи Н.П.Шереметева.
Увеселительный сад
Увеселительный сад в Останкине воссоздан в соответствии с планировочным решением 1790-х годов, когда одновременно со строительством дворца активно преображалась и территория вокруг него. Своеобразное сочетание элементов регулярного и пейзажного парка, цветущие куртины, восстановленные по историческим описям, бело-розовые беседки создают ощущение покоя и тишины среди шумного многомилионного города.
Широкое открытое пространство партера, продолжающего центральную ось усадьбы, начавшуюся от центральных ворот парадного двора, является его аналогом с садовой стороны и одновременно позволяет подчеркнуть монументальный характер северного фасада дворца, раскрыть вид на дворец из глубины сада. По краям партера располагаются три пары симметричных цветников, а сам он обрамлен крытыми аллеями берсо правильной формы, являясь таким образом важной частью регулярного сада. Крытые аллеи, восстановленные несколько лет назад, состоят из 2 рядов лип, кроны которых опираются на специальные полукруглые арки, а с наружной стороны стригутся.
Старая раскидистая лиственница в восточной части партера, как и ее ровесница у северного крыльца Египетского павильона, в первоначальный замысел сада не входили, впервые они зафиксированы на плане 1824 года. Интересно, что такая же лиственница находится на партере кусковского сада — возможно, лиственница имела какое-то особое значение для хозяев обоих имений – Николая Петровича Шереметева или его сына Дмитрия Николаевича.
Статуи-гермы, которые сейчас украшают партер, появились в Останкино лишь в середине 19 века, хотя выполнены значительно раньше – во второй половине 18 века. Изначально в саду были лишь мраморные вазы и скульптура, украшавшая беседку – храм. Замечательная скульптурная группа «Три грации», итальянской работы второй половины 18 века, ныне украшающая северную часть партера, по «Описи» 1802 значится стоящей в Ротонде.
Пейзажная зона располагается справа и слева от регулярной части парка и включает в себя молодую кедровую рощу, восстановленную в 2003 году, и систему ландшафтных участков, ограниченных садовыми дорожками.
К северу от кедровой рощи располагался плодовый сад, или «куртина, в ней луг по нему яблони». Так как в настоящее время это место занято крупными деревьями, посаженными в 19 веке, восстановлена в виде посадок яблонь лишь граница плодового сада.
К северной границе Увеселительного сада на западе примыкала березовая роща с затейливо изогнутой дорожкой, которая заново посажена в 2003 году.
Основу регулярной части составляют 2 расположенных по сторонам центральной оси усадьбы прямоугольника, разбитых пересекающимися прямыми дорожками на симметричные треугольные боскеты, обсаженные липовыми шпалерами. В Останкине шпалеры были стрижены «кубами». Объединяли их три клумбы, расположенные на пересечении главной (север-юг) и перпердикулярной аллей. Клумбы, или, как говорили в 18 веке, кломбы не обязательно состояли из цветов — в конце XVIII века клумбами так называли и древесно-кустарниковые группы. В Останкине их устраивали следующим образом: в центре сажали березу, липу или дуб, далее высокие кустарники — сирень, жасмин, затем розы и подбивали клумбу цветами. Такие группы располагались на чистом газоне -"лужках". В настощее время на западной клумбе регулярной части сада посажен кедр, на восточной – липа, а центральная отдана под яркие летники.
С конца XVIII сохранилась горка «Парнас» — искусственная горка, сделанная для того, чтобы с нее любоваться дворцом и пейзажами. Первоначальная высота горки составляла около 8 метров. Украшенная беседкой Миловзор, горка нарушала монотонность равнинного ландшафта, была видна из всех уголков сада, и, в свою очередь, позволяла обозревать с её вершины большую часть сада. С горки открывался вид на дворец, стриженые шпалеры французского парка, обширные газоны пейзажного сада, а прямо под «Парнасом» находились с запада — цветники партера, а с северо-востока – цветущая куртина, или «кломба», восстановленная ныне примерно с тем набором растений, какой украшал ее в конце 18 столетия.. Серпантинная дорожка-пандус, которая ведет на самую вершину горки, переходит в спиралевидную дорожку вокруг нее, которая в свою очередь вливается в прямые дорожки, ведущие к дворцу. Документы подтверждают именно тот вариант планировки дорожки, который существует сейчас.
Название «Парнас» традиционно для горок такого типа, а сами горки были модным украшением ландшафта и поэтому были весьма популярным элементом садового дизайна конца 18 – начала 19 веков, однако на сегодняшний день почти не сохранились. Согласно древнегреческой мифологии, гора Парнас — место обитания бога Апполона и 9 муз, в античной и европейской культуре — символ поэзии, поэтического признания. Свое название искусственная горка получила не случайно – сам дворец строился как летний вариант Дворца искусств и, по сути своей, был посвящен музам и их покровителю – Апполону. Первоначальная беседка-миловзор на Парнасе просуществовала недолго и была разобрана «за ветхостью». Ныне она восстановлена по сохранившимся чертежам, как и Беседка-храм, представляющая собой круглое в плане сооружение без окон, но со световым куполом.
Реставрационные работы последнего десятилетия позволили в основном восстановить почти половину исторических пейзажей Увеселительного сада.
Время работы:
Дворец закрыт на реставрацию.
Парк открыт:
Ср — Вс: 11.00 — 20.00
Касса: 11.00 — 19.00
Выходной: Понедельник, Вторник
Друзья, обращаем Ваше внимание на то, что время и дни работы Московского музея — усадьбы Останкино могут меняться, поэтому, перед посещением рекомендуем позвонить +7 (495) 683 — 46 — 45.