Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
52 актуальных событий

«Мы не хотим делать что-то, что нам противно»

Самоорганизации сегодня: галерея «Дай пять» в Воронеже

Несколько лет назад молодые художники Ян Посадский и Миша Гудвин открыли в своей трехкомнатной квартире в центре Воронежа галерею «Дай пять». Пространство быстро стало точкой притяжения для местной молодежи и не только. Первоначально площадка была скорей неким квартирно-культурным центром, где в разное время проводились выставки, кинопоказы, концерты и лекции, но впоследствии художники сосредоточились больше на галерейной деятельности, что и привлекло к ним внимание арт-сообщества. В интервью ArtTube Ян Посадский и Миша Гудвин рассказали о наиболее знаковых проектах, о том, как обстоят дела с современным искусством в Воронеже, и о будущем самоорганизованных художественных инициатив в текущих условиях.

В 2021 году издание Strelka Mag включило галерею «Дай пять» в топ лучших региональных культурных институций. Как вам удалось стать такими популярными?

Ян Посадский: Наша целевая аудитория состоит из людей от 18 до 35 лет, в основном же это молодая прогрессивная молодежь, которая немного стесняется, но в целом ей очень интересно современное искусство. Это ребята, которые хотят жить столичной жизнью, но в Воронеже довольно ограниченное количество мероприятий, поэтому к нам приходит много людей на открытия, обычно 120-150 человек. Все в диком восторге и очень радуются происходящим событиям. Несомненно, могу сказать, что наша площадка стала знаковой. Часто бывает, что ко мне неожиданно в квартиру стучатся, я открываю, а это оказываются туристы из Перми, Томска или Москвы. Нередко приезжают какие-то культурные деятели, которые просто интересуются, что у нас происходит, есть ли у нас выставки. Такое постоянно происходит. Наша галерея есть на картах и гидах о Воронеже, у нас очень заметная и популярная галерея на федеральном уровне. О нас много писали, и если посмотреть наши социальные сети, то вы увидите, что у нас безумно все красиво, стильно, поэтому, конечно, к нам хотят попасть. Многие говорят, что наша квартирная галерея очень выбивается из российского контекста.

Есть ли у вас художественная концепция или стратегия, связанная с площадкой?

Миша Гудвин: Изначально у нас была цель развивать местное воронежское комьюнити и делать искусство более доступным. То есть снизить порог входа для посещения выставок. Так сложилось, что в местные галереи приходили в основном друзья друзей художника и все. Нам же хотелось сделать галерею, которая еще и будет отвечать различным социальным запросам, куда городская молодежь может прийти — и ей будет интересно. Но то, о чем я говорю, вовсе не значит, что искусство должно под них подстраиваться, скорее, здесь подстраивается позиционирование площадки. Мы делали вечеринки и различные сторонние мероприятия, которые были интересны именно молодым людям, через этот путь мы и стали такой френдли площадкой. Это первоначальная цель, а впоследствии у нас появилась и концепция относительно того, что мы показываем, — молодое искусство, которое нам кажется прогрессивным, его можно также обобщить понятием «агрегаторное искусство». Добавлю еще, что, если раньше у нас были более объектные выставки, сейчас мы стараемся и живопись показывать.

А с чего все началось? В какой момент вам пришла идея открыть свою галерею?

Ян Посадский: Площадка открылась в мае 2019 года и это был наш совместный с Мишей порыв переехать из жилья не очень в самый центр и сделать рабочую мастерскую в одной из жилых комнат в квартире. Мастерской не случилось, а случилось студийное пространство, та самая галерея. Первые год-полтора это был скорее квартирно-культурный центр, где происходили абсолютно разные события. И это нас сподвигло на то, чтобы всерьез заниматься современным искусством, в том числе курированием. Совершенно новый опыт, открывший для нас широкие возможности.

По каким критериям вы отбираете художников, чьи выставки вы планируете показывать? Все ли из приглашенных авторов близки вам с точки зрения ваших собственных художественных практик?

Миша Гудвин: 30% — воронежские художники, оставшиеся — выборка из молодых российских художников, хотя иногда мы выставляем из зарубежных авторов. Мы выбираем перспективных авторов, у которых есть свой визуальный стиль. Это для нас важно, мы ориентируемся больше с эстетической точки зрения, нежели чем с концептуальной. Наверное, я бы сказал, что наш вкус здесь очень даже влияет. Я не помню, чтобы у нас была выставка, когда мы ее для чего-то делаем, но нам самим не нравится. Что ты скажешь, Ян? У нас было такое?

Ян Посадский: На самом деле, всю нашу деятельность за последние несколько лет можно разделить на этапы, и сейчас мы довольно уверенно занимаемся галереей — в том смысле, что у нас раз в полтора-два месяца происходит открытие выставок. На это накладывается то, что Миша сейчас не в России, а я постоянно езжу по фестивалям, плюс у меня есть свои проекты. У нас довольно плотный график, поэтому галереей мы занимаемся в первую очередь для себя, для восприятия нас как независимых низовых кураторов. По сути, этот проект позволяет нам делать то, что мы действительно хотим, без рамок и ограничений. Относительно этого кейса, как и в случае с «ИП Виноградов», люди складывают впечатление о том, кто мы, помимо того, что мы делаем как художники. Это очень важно и, конечно, мы не хотим пренебрегать этим правом и делать что-то, что нам противно.

Миша, а площадка «ИП Виноградов» (artist run space в Москве, соорганизатором которой является Миша Гудвин) похожа на «Дай пять»? В плане выборки художников, эстетически или идейно?

Миша Гудвин: Думаю, да. Как ни крути, количество молодых художников в России, которые делают что-то современное, это ограниченный круг людей. Казалось бы, такая большая страна и в Москве только 12 миллионов, но пул молодых художников состоит всего лишь из нескольких десятков человек. Поэтому, естественно, у нас есть пересечения и вкусы совпадают. Но «ИП Виноградов» все равно на каком-то чувственном уровне — это другой вайб, другая выборка. Хотя идейно есть сильные пересечения, в том числе и в плане того, какие художники выставляются на обеих площадках.

Можете ли вы назвать какие-то этапные, знаковые проекты «Дай пять»? Или те, что вам особенно запомнились/полюбились?

Миша Гудвин: Наверное, самый первый проект, который с художественной точки зрения был еще очень сырым, но дал старт нашему пространству, — групповая выставка воронежских художников. К нам тогда пришло порядка 300 человек. На первых выставках мы учились на своем опыте и на опыте тех, с кем мы работали. Потом все пошло уже по накатанной, мы стали понимать, как нужно делать проекты. Ты знаешь, есть такой момент, когда выделяешь какую-то одну выставку, это выглядит так, будто она круче, чем остальные, что не совсем корректно. Ян, ты что скажешь?

Ян Посадский: Я бы знаковым назвал проект «Smile, angry lamb», мы показывали его в 2020 году перед локдауном. Он задал нам новый уровень отношения к выставкам — очень такой педантичный, правильный и современный. Мы ушли из каких-то квартирных самоорганизованных штучек в серьезный проект в рамках агрегаторного искусства.

А есть ли еще какие-то аналогичные вашему пространства в Воронеже? Как там вообще обстоят дела с самоорганизованными художественными инициативами?

Ян Посадский: Довольно скудно обстоят. Я не могу сказать, что Воронеж богат пространствами, которые мы могли бы котировать. В основном это все междусобойчики, местечковые самоорганизации, какие-то проекты в сфере прикладных ремесленных тем. Прямо галерей, художников и искусства здесь немного. Есть некая экосистема вокруг нашей площадки, галерей Х. Л. А. М. и «Утилизация». Больше нельзя сказать, что есть интересные самоорганизованные объединения. Они как появлялись, так и затухали.

Миша Гудвин: Ян, я отмечу, что ты сейчас назвал целые три галереи и, честно говоря, для небольшого города это вообще-то неплохо.

Я, кстати, тоже об этом подумала. Три площадки, которые работают в сфере современного искусства, — это довольно круто. В большинстве городов нет ни одной.

Миша Гудвин: Когда ты живешь внутри города, тебе кажется, что из-за того, что события не так часто проходят, как в Москве, естественно, есть ощущение, что здесь тухло, но на самом деле три галереи, которые систематически что-то делают, — я считаю очень хороший уровень.

Ян Посадский: Я не соглашусь с тобой. У Кирилла (Кирилл Гаршин — основатель «Утилизации») за почти два года было всего четыре выставки. Я не могу сказать, что у него есть какой-то темп. Вообще это скорее мастерская, чем галерея, поэтому я бы все-таки сказал, что у нас активных пространств два…

Миша Гудвин: Я бы не списывал Кирилла…

Ян Посадский: Я его и не списываю, а говорю о том, что нет таких пространств здесь, кроме нашего, которые каждые полтора месяца делают выставки. Плюс из-за СВО мероприятий, связанных с искусством, стало еще меньше. В галерее Х. Л. А. М. уже год как нет каких-то новых проектов, скорей экспозиции из фондовых работ.

Миша Гудвин: Но у нас тоже из-за всего происходящего было мало выставок в том году.

Ян Посадский: Да, за прошлый год мы сделали всего 3-4 выставки, а в Воронеже в целом было, может быть, пять выставок современного искусства. То есть оцените уровень: четыре из пяти выставок прошло у нас. Поэтому я разрушу ваши иллюзии относительно трех галерей и активной выставочной деятельности здесь.

Миша Гудвин: Я бы еще отметил, что у нас Воронеж в принципе богат на историю, связанную с самоорганизациями. Мы немножко переняли эстафету у Воронежского центра современного искусства, который тоже являлся самоорганизацией. Мне кажется, все равно Воронеж на фоне других провинциальных городов России в этом плане выделяется.

На ваш взгляд, какую сегодня роль играют самоорганизации? Какое у них будущее на фоне происходящих событий?

Миша Гудвин: Я считаю, в нынешних условиях, когда с крупными институциями все сложнее работать, искусство будет уходить, и уже уходит, на более низовой уровень — в самоорганизации и коммерческие галереи. В тех реалиях, которые мы имеем на сегодняшний день, низовые инициативы являются надеждой на то, что у нас все еще будет возможность показывать искусство.

Ян Посадский: Могу добавить, что низовые институции сегодня — это единственный форпост адекватности. Мне кажется, будет какое-то активное обновление среды. Художники уезжают, их место занимают новые авторы. Об этом много писали и говорили. Время очень сложное, но оно предполагает некие обновления в арт-тусовке.

Миша Гудвин: Я бы не сказал, что это хорошо…

Ян Посадский: Я и не говорю, что хорошо. Время очень трудное и проблематичное для развития, но обновление происходит, и это данность.

Миша Гудвин: Просто в самом слове «обновление» есть нечто позитивное, и в нынешнем контексте мне не нравится, как это звучит. Я вот, например, чувствую, что не очень хорошо, когда закрывается большое количество мест. Кто знает, откроется ли что-то новое на их месте. Это вопрос, на который пока еще нет ответа.

Ян Посадский: Согласен.

Хорошо, расскажите, пожалуйста, о ближайших планах и событиях, которые ожидаются в галерее «Дай пять».

Ян Посадский: Мы сейчас обсуждаем планы на февраль и март. На самом деле, раньше у нас были планы в среднем на полгода вперед, сейчас все несколько изменилось. Опять же из-за наших личных рабочих графиков, а с другой стороны — из-за того, что время очень сложное для планирования чего-либо. Мы всегда на грани того, что может произойти что-то, что окончательно вынудит меня уехать, тогда проект закроется. «Дай пять» еще существует, потому что я физически нахожусь в Воронеже.

Миша Гудвин: Да, я работаю над проектом дистанционно, а Ян на месте. Про планы я бы не хотел озвучивать спойлеры, но из интересных событий отмечу нашу выставку, которая скоро откроется в московской галерее «Сцена» совместно с площадкой «Утилизация». Это наш первый проект в Москве от площадки «Дай пять», и мы представим выборку воронежского искусства. Важный и знаковый для нас проект.

Ян Посадский: Нам сейчас действительно уделяют большое внимание. За последние год-полтора нас уже не первый раз зовут в другие города делать проекты. В Самаре в галерее «Виктория» Миша не так давно показывал свой кураторский проект, по сути, это были проекты художников «Дай пять». В том году я курировал арт-резиденцию в Туле в кластере «Октава», где участвовало несколько воронежских авторов. Проект в галерее «Сцена» является подтверждением тому, что нас активно зовут в другие города. Возможно, у нас будет проект в Апатитах, пока мы еще в процессе обсуждения.

То есть, подытоживая нашу беседу, можно сказать, что вы являетесь активными популяризаторами самоорганизованных художественных инициатив в целом и воронежских художников в частности.

Ян Посадский: Да, мы с Мишей активно преподаем и читаем лекции. Сейчас, к примеру, мы преподаем в онлайн-школе дизайна и иллюстрации Bang Bang Education, где в том числе рассказываем про создание самоорганизованных выставочных пространств. У нас есть цикл лекций о том, как создавать самоорганизации с нуля, без денег и опыта.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии предоставлены галереей «Дай пять»